Дежурный коуч по стране

Изменения в лучшую сторону
в жизни и в бизнесе

Главная » Блог » Способ шагать №2 - встань и иди
Способ шагать №2 — встань и иди
12.07.17
шаг 2
Тех, чьи чувства могу нечаянно задеть, прошу – не читать. Известная фраза «Встань и иди»  упоминается мной не как цитата из Библии, из главы 9 Евангелия от Матфея, а всего лишь как способ, который, действительно, может помочь начать изменения в лучшую сторону.
Я к религиям отношусь спокойно,  верю, что Бог един.  Прадед  мой мусульманин, матушка православная, отец  тоже.  В свое время я работала на радио и телевидении, делала программы о проблемах наркомании, ранних абортах, СПИДе и прочих бичах человечества, и имела возможность – беседовать с главами основных конфессий. Именно те глубокие разговоры в далекой юности  окончательно примирили в моем сознании все разногласия религий, ведь все представители говорили одни и те же истины.
Итак, способ № 2 – встань и иди. Иди навстречу своим мечтам, целям, истинным ценностям, всему тому, что делает жизнь наполненной, осмысленной и интересной.  

Хорош сидеть, вставай  давай и иди. Подожди! А ты знаешь куда идти-то?  — фраза  строгой бабушки, сказанная пьяному мужчине, сидящему на ее любимой скамеечке у  нашего подъезда

Если вы хотите поменять свою жизнь в лучшую сторону, или вам кажется, что пора что-то менять, то скорей всего так оно и есть, — пора!
Изменения, как известно, начинаются  с каждого из нас, и, чтобы  в них попасть,  — важно поменяться именно самим.  Разобраться в себе, в своих ограничениях и убеждениях, в своих особенностях,  в своих реакциях, в своей «программе», которая  вроде и «работает», и все же требует, по зову души, изменений. Важно  найти именно СВОИ ответы. Многие люди ведут войну, прежде всего, с самими собой.
Иногда это и есть признак начавшейся зрелости: что-то не устраивает, неспокойно, всё не так, как хотелось бы, а, может, осознание того, что и не знаю, чего хочу по-настоящему, какой вижу свою жизнь, куда и зачем живу, в чём смысл…
Этими вопросами задавались великие умы человечества.  Аристотель, Платон, Кант, Жан-Поль Сартр, Ральф Эмерсон, Ханна Арендт, Рене Декарт, Симона де Бовуар и многие – многие  другие. На протяжении тысячелетий людей волнуют вопросы смысла жизни, абсолютной истины и восприятия окружающей действительности. Возможно, сам поиск для некоторых философов и есть самый главный смысл. Но не всем же и не всегда быть интеллектуалами и философами, иногда  «хорошо ни о чем не думать».  Писательница Виктория Токарева в своей новой книге  «Кругом один обман» уверена, что иногда «хорошо …ни о чем не думать. Или думать о всякой ерунде. Надоело думать об умном. Мозги ссыхаются, как испорченный грецкий орех».   Так и есть, отдыхать и ни о чем не думать это, как поставить свой организм на «зарядку», подключить его к новым ресурсам, перезагрузить.  В предыдущей статье мы говорили о том, что иногда важно – отдохнуть, накопить внутренние силы, убавить скорость.  Михаил Зощенко в своей «Возвращенной молодости»  пишет:
«Создавать себе правильный отдых — это большое искусство. Для здорового человека умение отдыхать состоит в правильном и разумном отвлечении от работы.  Другими словами, для отдыха необходимо создать иные реакции, чем те, которые были в условиях работы. В этом смысле, мне кажется, у нас были допущены изрядные ошибки».
Если и у вас были допущены такие же ошибки, то можно принять во внимание этот самый совет про создание «иных реакций».
Напишите список своих привычных действий. 
•    Привыкли отвечать на каждый звонок и не выпускать телефон из рук, — отключите его, созерцая  красивые виды природы.
•    Стремитесь все успеть, так же как на работе, – все экскурсии за один день, все аттракционы, все достопримечательности?  Расслабьтесь и избавьтесь от желания все успеть.
•    Привыкли, чтобы все было на «отлично», — почувствуйте себя «двоечником», не сделавшим как надо и как правильно.
•    Привыкли получать «указания сверху», — примите свое решение, создайте свои правила.
•    Привыкли к рутине – создайте калейдоскоп событий.
•    Привыкли к многозадачности – устройте релакс на целый день.
•    Привыкли спать по 4 часа и не высыпаться – позвольте себе роскошь дневного сна.
Отдых – это, прежде всего, смена деятельности, а значит и смена реакций,  и иногда нам действительно не требуются никакие  изменения, кроме как полноценного сна, прогулки на свежем воздухе или увлекательного путешествия.  Однако, подвох часто кроется в том, что, как писал философ Сенека (53 г. нашей эры)  своему другу Люцилию:
«О Люцилий, чему ты дивишься, что путешествия тебе не помогли. Ведь ты повсюду за собой возил себя самого».
53 года до нашей эры люди осознавали, почему смена деятельности, смена занятий, впечатлений не приносит желаемого результата!   Почему же  сидение перед телевизором и несколько  бутылок пива должны наполнить жизнь энергией, смыслом и  вывести на новый уровень развития? Или, допустим,  беговая дорожка примчать  к новому себе?!  А, может, пять поездок за год в другие страны встряхнут как следует, или что-то, что человек часто предпринимает, лишь бы не встретиться с самим собой настоящим.  Однажды  я работала с женщиной,  она ощущала  отсутствие  смысла жизни и пребывала в суицидальном настроении. Она написала мне: «Я всегда жила по инерции,  да и сейчас продолжаю. Не вижу смысла продолжать это дальше… Последний раз я радовалась давным давно, еще в молодости». Молодость – такое относительное понятие, согласитесь?  Я в ответ заглянула на её страничку в  соцсетях — улыбающаяся, счастливая, увлекающаяся – спорт, путешествия, друзья, встречи, какие-то рабочие тусовки, даже покорения горных вершин…  Нет, не видно  внутренней печали в глазах или даже намека на грусть.
Соцсети приучают создавать совершенный  образ, так называемое «я – идеальное», а «реальное» часто остается незамеченным, спрятанным в дальний угол, изгнанным со сцены  настоящей Жизни, но мы повсюду «возим себя самого».
И   на этого «себя самого» полезно иногда посмотреть со стороны, глазами наблюдателя: что он делает, как реагирует,  на чем держит фокус внимания, при каких обстоятельствах  «включается» в активную фазу деятельности, а при каких «угасает».  Нас не приучили к самоанализу.  В мои детские школьные годы мы вели  дневники наблюдений за природой,  за погодой, за облаками и осадками, мы всегда развивали свою наблюдательность в сторону внешнего мира, мы анализировали классиков, что хотел сказать автор, мы учились понимать других, их непостижимые мысли,  но не задавались вопросами (разрешим себе пофантазировать?):
Каково сейчас мне? Пасмурно? Солнечно? Что меня радует? Что огорчает? Мне нравится больше дарить или получать? Какая от меня польза была этим летом? Что я чувствую, когда читаю того или иного автора? Какой отклик это вызывает в моей душе? Эта реакция принадлежит мне или автор во всем виноват? Могу ли я управлять своими реакциями или я – неуправляемая стихия? На что похож мой гнев? Если у природы нет плохой погоды, почему же есть мое плохое настроение? Кто управляет моим настроением?  Что мешает мне преодолеть инерцию, по которой, мне кажется, я живу? Я делаю вид или живу своей настоящей жизнью?
  Ни врачи, ни тем более писатели, не могут дать нам готового ответа по решению наших жизненных проблем, ведь никто не знает нас лучше самих себя.  По мнению  того же саркастичного Зощенко,  все мы похожи на «художника, отлично изучившего краски, которыми он работает, но жить он по большей части не умеет и предоставляет свою жизнь случаю, природе и собственному неумению».   Его рассуждения  в «Возвращенной молодости»  о том, что каждый человек, каждый организм  «может работать на разные скорости (как любая машина)» подтверждается случаями из моей  практики. Одному и, правда, достаточно  недели, чтобы начать свою жизнь с чистого листа:  уволился, переехал, женился.  Другому  требуется несколько лет для того, чтобы  найти своих, свое дело по душе или просто обрести гармонию в душе.  Кто- то буквально за день может простить своих обидчиков и, словно стряхнув тяжелый груз, начать стремительное движение  к своим целям и мечтам. Кто-то, как героиня фильма «Пока ты спал», просто знает, что будет так и «мы обязательно встретимся», и будто волшебным джойстиком   управляет своей реальностью.  А  некоторые  не видят, не чувствуют, не ощущают не то, что направления своего Пути, а хотя бы проблеска, светлого лучика и  почти с закрытыми глазами делают  шаги, иногда играя свою жизнь словно по чужому сценарию, доказывая что-то то ли миру, то ли самим себе… А кто-то, как видите, вообще теряет смысл…
У многих Зощенко ассоциируется с легкими рассказами, высмеивающими мещанство, с ёрничеством критикующими  обывателя, застрявшего в низменных потребностях, он и в повести «Возвращенная молодость», мало похожей на другие его произведения,   остается сатириком из прошлого века, который пытается «выколачивать из людей всю дрянь, которая накопилась за тысячи лет».
Мы с вами выколачивать ничего не будем, — изначально примем себя такими, какие есть, и попробуем прислушаться к тем ответам, который этот небезынтересный человек пытался найти в своих же рассуждениях.
«Мне приходилось видеть людей, — пишет он, — которые годами лечились от меланхолии, от упадка сил и от нежелания жить, в то время как эта ослабленная работа организма — вялость и пониженный обмен веществ — часто вовсе не является показателем болезненных процессов. Чаще всего это лишь тот медленный темп, медленная скорость, в которую человек попал либо случайно, либо по ряду обстоятельств, либо просто не умея руководить собой».
Иногда  хочется поставить на паузу  великих писателей и мастеров, гуру и философов, остановить их попытки найти «рецепт для всего человечества» и придумать из этого  богатого литературного материала  новые вопросы и задать их самой себе. Если и вам интересно шагать  вместе со мной в сторону изменений в лучшую сторону, то и вам,  уважаемый читатель.
  • Какая скорость у моей жизни? Стремительная? Я несусь на бешеной скорости в погоне за впечатлениями? Почему мне это важно? 
  • Или, быть может,  я топчусь на месте? Еле –еле, душа в теле, двигаюсь в неизвестном мне направлении? 
  • Что для меня значит «руководить собой»? 
  • Как я пойму, что «умею руководить собой»? 
  • Что мне нравится, а что нет? 
  • Что меня дисциплинирует?  
  • Что помогает мне, какие ресурсы нужны мне для моего уравновешенного состояния? 
«При слишком большой скорости организм может, как мы видели, потерпеть катастрофу, растратив запасные силы и не заметив этого. При слишком же незначительной скорости эта катастрофа бывает гораздо чаще и гораздо опасней — машина может остановиться или долгое время бездействовать, не вырабатывая или мало вырабатывая нужные для жизни и движения химические элементы. Конечно, для каждой скорости необходимо иметь цель и устремление, машина не может двигаться на одном месте. И это всегда надо иметь в виду», — предупреждает автор «Возвращенной молодости».
  • Есть ли у меня цель? Какая? Чего я хочу, к чему стремлюсь? 
  • Каковы мои устремления?  
  • Какая скорость для меня приемлема?
Анализируя  много разных судеб,  автор, не изменяя своей саркастичной манере, безусловно, и для самого себя  ищет рецепт, который будет спасительным при состоянии, когда «пропадает вкус ко многим хорошим вещам, морда тускнеет, глаза с грустью взирают на многие приличные и недавно любимые вещи».
«Сущность скорости, — продолжает философствовать  писатель,  — заключается в следующем:  если человек случайно (или вынужденно) будет все делать медлительно, с неохотой, затрачивая незначительную энергию, если он будет валяться, мечтать или петь грустные песни, то такое же состояние возникает в работе организма. Причем, при частой повторности этого, организм как бы привыкает пользоваться только такой скоростью. И, привыкнув к этой скорости, человек не умеет уже освободиться от нее, полагая, что это есть состояние его здоровья, в то время как это не состояние здоровья, а всего лишь по большей части случайно утвердившаяся скорость».
  • Какое состояние мне привычней всего? 
  • Какой «скоростью» я чаще пользуюсь? 
  • Загоняю себя огромным количеством дел или умею  чередовать свои «скорости»? 
  • Что для меня означает «отдыхать»? 
  • Отдыхаю ли я по-настоящему? 
  • По каким признакам я понимаю, что я – отдохнувший/ая?
«И наоборот — человек может приучить работать свой организм на значительную скорость без всякого вреда для себя. В этом случае только повышается весь обмен веществ. Тут существует какая-то своеобразная диалектика работы организма. Все движется, нет ничего утвердившегося, и нет состояния, от которого нельзя было бы уйти. А если какое-либо состояние или, скажем, скорость утверждается, то это чаще всего происходит в силу собственных ошибок или непонимания».
Прислушайтесь: «Тут чрезвычайно интересно отметить, что не только отдельного человека, но и целый народ (хотя бы в нашей стране) можно перевести на другую скорость, хотя бы и весьма непривычную. Для этого необходимо, прежде всего, расстаться с прежними привычками и выработать новые, которые, утвердившись, создадут новую, повышенную работу организма. Конечно, тут преобладающую роль играет цель и устремление. Однако нельзя сказать, оценивая идеалистически, что все без исключения стремятся к цели. Тем не менее, и их можно и должно изменить. Что у нас и делается не без успеха. Стремительный темп побуждает к новой, быстрой работе организма. Люди же, не попавшие в эту переделку, те люди, которые, вопреки всему, старались сохранить свои навыки и прежние традиции, те самые люди, о преждевременной старости которых мы говорили,- они все терпят катастрофу».
  • Какие навыки и прежние традиции мне уже не нужны? 
  • Чем я могу их заменить? Чему новому научиться? 
  • Какие навыки и традиции я хотел бы иметь вместо прежних, изживших себя?
  • Какой темп жизни для меня комфортен?  
«Целый народ можно перевести на другую скорость и …выработать новые привычки».  Как вам такое заявление? Возможно, так и есть.  Можно перевести на скорость недовольства, неустроенности, потери смысла, безысходности, отсутствия цели,  пьянства, стремления потреблять, нищенского мышления. Как говорит мой знакомый  гипнотерапевт: «Внушить «акции», «скидки», «красная цена» и вот мы уже в ловушке».  По его мнению:  «Все эти игры в акции и скидки плодят нищету.  Дети с детства приучаются искать ценники со скидками и не верить, что достойны лучшего!  Какое тут будет рвение к целям и устремлениям, когда весь мир погружен в эпоху потребления?!»   Мы долго рассуждали о  «другой скорости и новых привычках», и  пришли к выводу, что всё зависит от фокуса внимания.
Выбор всегда есть.
И народ, и отдельного человека, действительно, можно перевести на другую скорость.  Скорость велосипедов, фитнес центров, спортивных клубов. Скорость созерцания прекрасного, новых галерей, фотовыставок. Скорость новых фильмов, новых знаний, новых открытий.  Возможно, в наш стремительный век, этих скоростей такое количество, и такой огромный выбор, что от желания все успеть  можно «сесть не в тот поезд». Погнавшись за созданием красивого «фантика», выложенного в соцсетях, можно  не распознать вкус «конфетки».
У Стивена Кови, американского консультанта по вопросам руководства, управления жизнью есть замечательные слова:
«Не слишком много смысла карабкаться по лестнице, если она приставлена не к той стене, которая вам нужна».
Часто бывает, что у человека  есть и мотивация, и энергия, но нет направления, и он с творческим размахом хватается за то,  что принято в его окружении считать успехом.  Социум, в том числе, и в соцсетях, предлагает, как правило, следующий  набор – карьерный рост,  спортивные и прочие достижения, совершенное тело, статус, высокая зарплата, путешествия, шопинг, вкусная и здоровая еда,  новые гаджеты, авто, яхты и т.д. и т.п.
Прежде, чем бежать  в видимые изменения в лучшую строну и создавать их картинку, важно остановиться и задать себе вопросы:
  •  Куда я иду? Почему мне это важно?  
Если ваши ответы  из серии «никуда», «зачем об этом думать», «не хуже, чем у других», «чтобы сосед обзавидовался», «я им докажу», «все так делают», «лишним не будет», то остановитесь.  Потратьте уверенность в своих силах  на то, чтобы  встать и идти в нужном именно вам направлении, с той скоростью, которая комфортна именно вам.
Не ищите готовых рецептов, их нет.  
Зощенко перелопатил столько судеб, добрался даже до Льва Толстого  и  признал, что «его философия главным образом пригодна для самого Толстого с его характером, с его особенностями и с его неврастенией. И в создании этой философии было стремление организовать себя, защитить себя от болезней, которые расшатывали его волю и тело. И трудно представить, что это было иначе. Толстой был слишком умен, чтобы видеть всех людей похожими на себя, и вряд ли он мог думать, что его философская система, его система непротивленчества и пассивная покорность пригодны для всех, и даже здоровых, стойких, энергичных людей. Автор не имеет намерения унизить гениального писателя. По всей вероятности, Толстой и не думал о себе, когда писал свои статьи. В этих философских статьях было стремление помочь страждущим и больным людям, но, вероятно, подсознательно это было стремление найти такое отношение к вещам, при котором можно было бы продолжить свою жизнь…»
Представляете,  если бы писатели, авторы, эксперты и исследователи человеческих душ тех времён попали в наш 21 стремительный век? «5 шагов на пути к изменениям», «Как стать номером один», «12 способов начать новую жизнь», «Главный секрет, как  стать эффективнее»…
Толстой создал целую философию, правила жизни, но и они кому-то не подошли, не сработали, не дали того результата, которым так был вдохновлен он сам.  Его и по сей день обвиняют и  в чувстве превосходства, и в противоречивости собственных взглядов,  а  его близкие  — жена, большинство детей, родственников  так оценивали его поведение: «Он больной и ненормальный человек».  Толстой   много лет желал найти рецепт для всего человечества, готовый рецепт,  практически ту самую знаменитую «зеленую палочку»,  на которой, по семейному преданию, старший брат Николай написал тайну всечеловеческого счастья и  закопал в яснополянском парке. Если люди откроют её, то она сделает их счастливыми. Толстой в старости писал, что с детства  верил в существование зеленой палочки, на которой написано то, что должно «уничтожить все зло в людях и дать им великое благо».
«Всем людям хочется жить радостно, в любви и согласии, не болеть, не страдать, не умирать, и все живут в разделении, во вражде друг с другом, все болеют, все страдают и умирают. Отчего это? Зачем Бог сотворил людей так, что все они желают добра, a всё мучатся? Отчего это?»
эти вопросы великий писатель задает себе в статье 1905 года «Зеленая палочка» и сам же пытается найти ответы. В книге Дмитрия Бурбы «Махатма. Лев Толстой. На стыке востока и запада» есть выдержки из писем, эти слова, на мой взгляд, можно считать результатом поиска  Толстого:
«Главная же работа и самая радостная, потому что непрестанно продвигается, и что дальше, то радостнее, это та работа, которую советую всем и вам – это работа над собой. В материале этой работы во мне нет недостатка, но нет и безнадежности переработать его».
Как вам такая идея? Встать и идти, чтобы работать именно над самим собой, начать вести дневник наблюдений именно за самим собой, а не за чужими идеями и советами. Работы может быть непочатый край — найти свой смысл, свою скорость, свои цель и устремления, свой темп, свои ценности, создать свои правила своей жизни.
И в завершении приведу в сокращенном виде «Билль о правах и обязанностях личности», вывешенный в одной из московских школ в кабинете школьного психолога (полную версию можно прочесть у А. М. Прихожан в книге «Тренинг уверенности в себе»)
Вы имеете право
— иногда ставить себя на первое место
— просить о помощи и эмоциональной поддержке
— протестовать против несправедливого обращения или критики
— иметь свое мнение или свои убеждения
— совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь
— говорить «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ»
— побыть одному, даже если другим хочется вашего общества
— иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
— менять свое решение и добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает
Вы никогда не обязаны
— быть безупречным на 100%
— следовать за всеми
— делать приятное неприятным вам людям
— извиняться за то, что вы были самим собой
— чувствовать себя виноватым за свои желания
— мириться с неприятной для вас ситуацией
— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
— сохранять отношения, ставшие оскорбительными
— нести ответственность за чье-то поведение
При этом вы должны помнить, что
— другие люди имеют те же права, что и вы
— нельзя жить в обществе и быть свободным от общества — или то, или другое
— мнение, отличное от вашего, может быть верным
— никто не обязан вести себя так, как того хочется вам
— неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого
— совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок
— ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения
— вы ничего никому не должны до тех пор, пока не взяли на себя обязательства
— никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки
Как видите, у современных школьников есть все шансы разобраться в своих правах и обязанностях. Осталось стать теми взрослыми, кто им в этом поможет. И для начала помочь себе найти тот самый, свой, правильный путь, вернуть себе ту самую молодость, в которой, возможно, с нами мало говорили о Личности.
Ну, что? В путь?
Ольга Плисецкая, психолог, коуч по изменениям жизни и бизнеса  в лучшую сторону

Записаться на мероприятие

Имя *

Е-mail *

Выбрать мероприятие *

Комментарий